вторник, 25 октября 2016 г.

Осознанное звучание


У нас есть тело. Что наше тело способно делать естественнее всего? Без чего оно не сможет жить? Без дыхания. Мы дышим всю нашу жизнь, чаще на автомате, чем осознанно. С прекращением дыхания заканчивается и наша жизнь в теле. Дыхание тесно связано с силой существования, с силой, которая нас оживляет. Не зря слово ВДОХ и ДУХ похожи.



Тело - это наш инструмент взаимодействия с материальным миром. Оно обладает большим набором инструментов, один из которых звук.  
Звук и дыхание - это две неразделимые вещи. Что первично? Дыхание. Для начала мы просто дышим. И это даёт возможность нашему телу звучать. 

Очень хорошее упражнение - закрыть глаза и подышать несколько минут в молчании. Прислушивайтесь к своим ощущениям, проследите, что происходит с телом при вдохе и выдохе. Проследите, что вы вдыхаете и что выдыхаете. Откуда происходит ваш вдох? Что входит в вас вместе с вдохом, и что выходит? 
Откуда идёт вдох, то мы и будем излучать на выдохе. 



Обратите внимание на паузы между вдохом и выдохом. Это паузы, когда как будто все время останавливается. Как вдох сменяется на выдох? Они связаны через точку пика вдоха, когда я уже не могу вдыхать, мне некуда. В паузе происходит смена и появляется желание, нужда выдохнуть от полноты, от наполненности. Вдох - это принятие, впитывание. Выдох - распространение. 
Пауза после выдоха - это остановка перед новым вдохом. И чтобы вдохнуть полностью, нужно опустошить себя на выдохе, почувствовать, что ты чист и готов принять новый вдох. То есть мы отдаёмся полностью вдоху, и выдыхаем тоже полностью. Вдох происходит, когда я готов вдохнуть, я чувствую в нем нужду. И тогда в теле появляется много наслаждения и приятных ощущений. Со вдохом в меня входит какая-то Сила. А на выдохе я распространяюсь, делюсь с внешним миром тем, что меня вдохновляет.
 
Эту простую технику обращения внимания на свое дыхание можно использовать для того, чтобы очистить себя от накопившегося и ненужного. Наше тело хранит много неотпущенных сущностей. Это сейчас называют зажимами, блоками. С помощью простого дыхания вы можете довыдыхать то, что когда-то оставили в себе. Вы просто позволяете этому выйти вместе с выдохом. Отпускаете. И вдыхая что-то новое, вы наполняете себя тем, что действительно вам нужно. Осознанно вдыхаете то, что помогает вашей цели, усиливает вас. 

Звук не существует без дыхания в нашем теле. Звук - продолжение вдоха и выдоха. Чаще всего мы звучим на выдохе. Поэтому при постановке голоса очень большое внимание уделяется постановке дыхания, умению контролировать 
вдох и выдох, умению делать короткий насыщаемый вдох и долгий, ровный, контролируемый выдох. Затем на это накладывается звук и звуковедение. Это основа.


Следующим шагом в знакомстве со звуком является озвученный выдох. Ваша задача просто расслабленно выдохнуть и озвучить его, например, на ХА. 
Как звук ощущается в нашем теле? Что участвует в процессе звукоизвлечение? Позвучите на гласный звук А или О и понаблюдайте за ощущениями в теле. Для того чтобы звук был приятным и красивым, тело должно быть расслабленно и не мешать ни дышать, ни выходить звуку. Поэтому следите за телом в процессе звучания и расслабляйте напряжённые места. Расслабьте челюсть, лицо, плечи, руки. Позвольте звуку стечь в ваше тело и расслабить его, расширить, прозвучать его, наполнить звуковыми вибрациями. От звучания в теле есть ощущения расширения. А если вы ещё и закроете глаза, то звучание даёт нам возможность сливаться с окружающим пространством, проникать в него.

Так, что же у нас участвует в процессе звукоизвлечение? Что задействуется в теле?
Наверное, вы обнаружили, что у голосового аппарата есть верх и низ. Процесс звукоизвлечения задействует низ тела - живот, диафрагму, и верх тела - это наш рот, нос, небо и верхний резонатор. Это две крайние точки, между которыми образуется воздушный столб. Он очень важен. Потому что он соединяет верх и низ и даёт голосу силу, уверенность, напор, живость, энергию. Это ток, который образуется между верхом и низом, если они оба активизированы. Если низ слабый, то процесс не пойдёт полностью. Если есть верх, а низа нет, то не включится ток. Если низ сильный, но слабый, неяркий, легко смещающийся верх, то низ не сможет раскрыть всю свою красоту.

Наверху у нас есть верхний резонатор, это яркость и чистота звука. Чтобы его прочувствовать достаточно немного покапризничать и погнусавить, вы сразу услышите, как звук перемещается в нос и становится ярким и немного противным. Это верхний резонатор.

Наличие яркого концентрированного верха теперь может удержать объём низа. За верх нужно уцепиться как за крючок, и ни шагу с места не сдвигаться. В методике, по которой я преподаю, верх так и называется - точка. Её нужно найти и укрепиться в ней. Накачать мышцы, которые помогают в ней находиться. 
Теперь, что внизу. Внизу у нас диафрагма, мышцы пресса. Чтобы активизировать низ нужно создать внизу опору, напряжение, плотность. Не зря низ называется земля. Нам нужно активизировать низ, чтобы он был крепким и мог удерживать верх. Заметьте, когда вы мычите,  низ, живот как будто бы слегка приподнимается. Есть движение к верху. Его задача поддерживать воздушный поток снизу и выталкивать его. 

Дальше исследуем, что у нас находится по середине между двумя этими точками. Грудь, горло.
Хорошо помогает ощутить вертикаль звука последовательное воспроизведение гласных А-О-У-М. Попробуйте. Чувствуете, разные гласные вибрируют в разных частях тела? Вибрации на А ощущаются больше в груди, М - в голове
В груди у нас находятся лёгкие, бронхи и трахея. Они выглядят как переплетение большого количества полых трубочек. Когда создаётся взаимодействие между верхом и низом, то на выдохе как будто бы прозвучиваются все эти трубочки и у каждого человека образуется свой уникальный тембр. Но чтобы он звучал на максимуме, красиво и естественно, должен быть активирован верхний резонатор, должен быть активный поддерживающий низ и открытое широкое горло! Тогда звук беспрепятственно выходит снизу, окрашиваясь уникальной окраской, свойственной только этому человеку. 

Три важных составляющих успешного звучания:
- Верх, точка ( верхний резонатор) должна быть неподвижна, не должна смещаться. Тогда будет стабильность потока, звучания. 
- Низ должен поддерживать, работать, быть активным и плотным, подвижным, выталкивающим. 
- Горло должно быть открытым и пропускать поток снизу. 

Мы должны быть внимательными откуда происходит наш вдох, и что мы потом выдыхаем. Потому что голос универсальный инструмент, он может выразить все, что угодно! Вы наверняка заметили, что звук задействует все тело, все уровни человека, и может выражать и инстинкты, и удовольствия, и эмоции, и мысли, а также звук может быть ещё более тонким и передавать состояния. Поэтому нужно стараться быть осознанным, владеть своим голосом и знать, кто сейчас говорит, звучит через меня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий